Сенд-траки
Sand-track (Сенд-трак). Современное воплощение досок, подкладываемых под колеса. Реально помогают проехать по слабонесущим грунтам или болоту, переехать канаву или поваленное дерево, выбраться из грязи.
Классические листовые сенд-траки как правило, применяют в трех ситуациях: мостят проезд по местам, где вязнут даже стравленные шины; подкладывают под буксующие колеса; используют как мостки для переезда через канаву или въезда на уступы. Подбирать траки надо по тому, как они справляются с основными задачами, но при этом не забывать про вес, габариты и цену.
Пластиковые сэнд-траки
Хороший выбор для использования в несильно экстремальных условиях. Пластиковые сэнд-траки отлично справляются с двумя задачами: настилкой пути и подкладыванием под колеса. Цепкие – за счет сложного сочетания выступов и углублений. Не елозят под машиной, не сползают в колею и не дают пробуксовывать колесу. Легкие – около 4 кг, штурман без особых усилий переносит сразу пару. Яркие – просто найти после закапывания в грязь даже ночью. Легко очищаются и моются в любой луже. Но гнуться. С одной стороны - это плюс. После деформации пластиковые сэнд-траки самостоятельно восстанавливают форму, а заломившись под автомобилем, не встают колом, а складываются попалам.
С другой стороны, гибкость – это серьезный минус. Одиночный трапик сложно использовать как жесткий мосток через канаву шире 30 см или подставку для переезда через бурелом. Прогибаются и складываются. Надо либо что-то под него подкладывать (ветки, бревна и т.п.), либо вставлять несколько траков друг в друга. «Пластик» - самый распространенный на рынке вариант сэнд-траков и в этом, как ни странно, еще один их минус. Слишком часто подделывают или продают заведомо некачественные изделия В результате контрафакт ломается и трескается даже при минимальных нагрузках. Особенно на морозе.
Композитные сэнд-траки
Довольно успешное сочетание прочности металлических и цепкости пластиковых сэнд-траков. Основной материал – фиберглас, отлитый под высоким давлением и усиленный арматурой (ребра жесткости) внутри. Под нагрузкой прогибаются меньше, чем пластиковые и распрямляются лучше алюминиевых. Остаточная деформация отсутствует. Производитель пишет, что по удельной прочности композит превосходит сталь. Похоже. Правда, тяжеловат. Вес композитного трака 1,5 х 0,4 м – 8,5 кг. Особо продвинутым и обеспеченным любителям внедорожья предлагаются карбоновые сэнд-траки. При размере 1500 х 410 мм вес всего 2,9 кг. Зато цена – 59 000 за штуку. И это только за преодоление болот. На сайте разработчиков этого чуда написано: «Использование сэнд-трака карбонового при больших знакопеременных нагрузках, таких как преодоление канав, переезд через стволы деревьев и т.д. не предусмотрено». Вот так. Более дешевым аналогом «карбона» от того же производителя является сэнд-трак из стекловолокна. Всего 12 800 руб., но весом уже 3,8 кг при тех же прочностных характеристиках.
Металлические сэнд-траки
Самые универсальные. Годные для решения всех сэнд-траковских задач и даже больше, включая подкладывание под хай-джек, использование в качестве якоря для лебедки и применения как опоры под другой сэнд-трак. Но тяжелые. Самые легкие алюминиевые экземпляры, не говоря уже о стальных, весят от 6-7 кг. По своим характеристикам металлические сэнд-траки превосходят пластиковые только в прочности (можно использовать как мост над неширокой ямой) и цене (она в среднем на 2-3 тысячи меньше). В остальном своим пластиковым собратьям «металл» уступает: липнет к глине, не восстанавливает свою форму при сгибе, хуже держит сцепление с покрышкой. Но, тем не менее, для тяжелого бездорожья и серьезных задач джиперы продолжают выбирать именно их.
Для улучшения сцепления трака с покрышкой придумана антипробуксовочная лента. Внешне этот девайс может выглядеть действительно лентой, а может набором складных пластиковых секций. Крепится устройство поверх сэнд-трака, а если лента гибкая, то еще к колесу. И, о чудо, сцепление покрышки и трака возрастает в разы.
К слову, сворачиваемые в рулон или секционно складываемые и поэлементно стыкуемые атрипробуксовочные ленты (коврики) могут использоваться отдельно. Забавно, но на рынке такие гусеницы и конструкции тоже называют сэнд-траками, только гибкими.
Складные конструкции
Раньше все было просто – сэнд-трак – это железная или пластмассовая пластина. Теперь сложнее. Sand-tracks становятся сворачиваемыми и складываемыми. И уместнее говорить уже не сэнд-траки, а просто траки, как у танковой гусеницы. Годятся такие конструкции, правда, только для того, чтобы подкладывать под шину, но надо признать, зацепиться буксующему колесу за что-то твердое и выехать машине из снежного или грязевого плена помогают. Не сказать, чтобы гибкие сэнд-траки (не антипробуксовочные ленты) были сильно компактные, однако, пара сворачиваемых (складных) траков влезает в любой багажник. Чего не скажешь о пластинах.
Надувные сэнд-траки
Пожалуй, самые экзотические трапики, которые и трапами уже не назовешь. Но, несмотря на всю экстравагантность внешнего вида, по отзывам тех, кто их использует они вполне со своей задачей справляются. Их основная функция – помогать в преодолении ям, канав и способствовать въезду на уступы и препятствия. В сдутом состоянии LiftTrax (собственное название надувных сэнд-траков по имени производящей их компании) неплохо выполняют функцию антипробуксовочной ленты. А в надутом виде способны за счет своего большого объема заполнить довольно значительные полости и обеспечить проезд автомобиля.
Сэнд-траки – канисты
Еще один вид экзотики, на любителя. Вроде, все логично. Удобное совмещение функций. Но если вдуматься, получается, что засовывать под колесо или подкладывать перед препятствием полную 20-литровую канистру с топливом тяжело. Вес более 20 кг. Не говоря уже о том, что это как то сомнительно. А вдруг бензин или соляра прольются. Возить же с собой пустую трак-канистру бессмысленно. Пожалуй, единственно разумный вариант использования сэнд–трака канистры – это хранить неприкосновенный запас и использовать ее как вспомогательный трак, если основных окажется мало.
Разнообразие сэнд-траков огромно. Какой выбрать зависит от вас, но в любом случае помните – использовать траки надо до того, как автомобиль завяз. Как бы не было лень, лучше лишний раз подстраховаться и в прямом смысле слова подложить «соломку» перед заездом в сомнительное место, чем потом выковыриваться, махая хай-джеком.
Классические листовые сенд-траки как правило, применяют в трех ситуациях: мостят проезд по местам, где вязнут даже стравленные шины; подкладывают под буксующие колеса; используют как мостки для переезда через канаву или въезда на уступы. Подбирать траки надо по тому, как они справляются с основными задачами, но при этом не забывать про вес, габариты и цену.
Пластиковые сэнд-траки
Хороший выбор для использования в несильно экстремальных условиях. Пластиковые сэнд-траки отлично справляются с двумя задачами: настилкой пути и подкладыванием под колеса. Цепкие – за счет сложного сочетания выступов и углублений. Не елозят под машиной, не сползают в колею и не дают пробуксовывать колесу. Легкие – около 4 кг, штурман без особых усилий переносит сразу пару. Яркие – просто найти после закапывания в грязь даже ночью. Легко очищаются и моются в любой луже. Но гнуться. С одной стороны - это плюс. После деформации пластиковые сэнд-траки самостоятельно восстанавливают форму, а заломившись под автомобилем, не встают колом, а складываются попалам.
С другой стороны, гибкость – это серьезный минус. Одиночный трапик сложно использовать как жесткий мосток через канаву шире 30 см или подставку для переезда через бурелом. Прогибаются и складываются. Надо либо что-то под него подкладывать (ветки, бревна и т.п.), либо вставлять несколько траков друг в друга. «Пластик» - самый распространенный на рынке вариант сэнд-траков и в этом, как ни странно, еще один их минус. Слишком часто подделывают или продают заведомо некачественные изделия В результате контрафакт ломается и трескается даже при минимальных нагрузках. Особенно на морозе.
Композитные сэнд-траки
Довольно успешное сочетание прочности металлических и цепкости пластиковых сэнд-траков. Основной материал – фиберглас, отлитый под высоким давлением и усиленный арматурой (ребра жесткости) внутри. Под нагрузкой прогибаются меньше, чем пластиковые и распрямляются лучше алюминиевых. Остаточная деформация отсутствует. Производитель пишет, что по удельной прочности композит превосходит сталь. Похоже. Правда, тяжеловат. Вес композитного трака 1,5 х 0,4 м – 8,5 кг. Особо продвинутым и обеспеченным любителям внедорожья предлагаются карбоновые сэнд-траки. При размере 1500 х 410 мм вес всего 2,9 кг. Зато цена – 59 000 за штуку. И это только за преодоление болот. На сайте разработчиков этого чуда написано: «Использование сэнд-трака карбонового при больших знакопеременных нагрузках, таких как преодоление канав, переезд через стволы деревьев и т.д. не предусмотрено». Вот так. Более дешевым аналогом «карбона» от того же производителя является сэнд-трак из стекловолокна. Всего 12 800 руб., но весом уже 3,8 кг при тех же прочностных характеристиках.
Металлические сэнд-траки
Самые универсальные. Годные для решения всех сэнд-траковских задач и даже больше, включая подкладывание под хай-джек, использование в качестве якоря для лебедки и применения как опоры под другой сэнд-трак. Но тяжелые. Самые легкие алюминиевые экземпляры, не говоря уже о стальных, весят от 6-7 кг. По своим характеристикам металлические сэнд-траки превосходят пластиковые только в прочности (можно использовать как мост над неширокой ямой) и цене (она в среднем на 2-3 тысячи меньше). В остальном своим пластиковым собратьям «металл» уступает: липнет к глине, не восстанавливает свою форму при сгибе, хуже держит сцепление с покрышкой. Но, тем не менее, для тяжелого бездорожья и серьезных задач джиперы продолжают выбирать именно их.
Для улучшения сцепления трака с покрышкой придумана антипробуксовочная лента. Внешне этот девайс может выглядеть действительно лентой, а может набором складных пластиковых секций. Крепится устройство поверх сэнд-трака, а если лента гибкая, то еще к колесу. И, о чудо, сцепление покрышки и трака возрастает в разы.
К слову, сворачиваемые в рулон или секционно складываемые и поэлементно стыкуемые атрипробуксовочные ленты (коврики) могут использоваться отдельно. Забавно, но на рынке такие гусеницы и конструкции тоже называют сэнд-траками, только гибкими.
Складные конструкции
Раньше все было просто – сэнд-трак – это железная или пластмассовая пластина. Теперь сложнее. Sand-tracks становятся сворачиваемыми и складываемыми. И уместнее говорить уже не сэнд-траки, а просто траки, как у танковой гусеницы. Годятся такие конструкции, правда, только для того, чтобы подкладывать под шину, но надо признать, зацепиться буксующему колесу за что-то твердое и выехать машине из снежного или грязевого плена помогают. Не сказать, чтобы гибкие сэнд-траки (не антипробуксовочные ленты) были сильно компактные, однако, пара сворачиваемых (складных) траков влезает в любой багажник. Чего не скажешь о пластинах.
Надувные сэнд-траки
Пожалуй, самые экзотические трапики, которые и трапами уже не назовешь. Но, несмотря на всю экстравагантность внешнего вида, по отзывам тех, кто их использует они вполне со своей задачей справляются. Их основная функция – помогать в преодолении ям, канав и способствовать въезду на уступы и препятствия. В сдутом состоянии LiftTrax (собственное название надувных сэнд-траков по имени производящей их компании) неплохо выполняют функцию антипробуксовочной ленты. А в надутом виде способны за счет своего большого объема заполнить довольно значительные полости и обеспечить проезд автомобиля.
Сэнд-траки – канисты
Еще один вид экзотики, на любителя. Вроде, все логично. Удобное совмещение функций. Но если вдуматься, получается, что засовывать под колесо или подкладывать перед препятствием полную 20-литровую канистру с топливом тяжело. Вес более 20 кг. Не говоря уже о том, что это как то сомнительно. А вдруг бензин или соляра прольются. Возить же с собой пустую трак-канистру бессмысленно. Пожалуй, единственно разумный вариант использования сэнд–трака канистры – это хранить неприкосновенный запас и использовать ее как вспомогательный трак, если основных окажется мало.
Разнообразие сэнд-траков огромно. Какой выбрать зависит от вас, но в любом случае помните – использовать траки надо до того, как автомобиль завяз. Как бы не было лень, лучше лишний раз подстраховаться и в прямом смысле слова подложить «соломку» перед заездом в сомнительное место, чем потом выковыриваться, махая хай-джеком.